Сайт разработан при финансовой поддержке Европейского Союза
Поддержать, а отчасти и восстановить традиции деревянного зодчества в России могут сегодня музеи-заповедники и национальные парки, если поменяют парадигму сохранения отдельных объектов-памятников на парадигму поддержания и регенерации исторических культурных ландшафтов. Ведущими формами охраны культурного ландшафта как наследия в России стали национальные парки и музеи-заповедники. В России насчитывается 47 национальных парков, из которых по работе с ландшафтами бесспорно лидируют Кенозерский национальный парк и Угра. Появляется интерес к культурным ландшафтам у таких парков, как «Берингия», «Смоленское Поозерье», «Русская Арктика», «Себежский» и ряд других. В соответствие с ФЗ-33 в число основных задач национальных парков включено сохранение и восстановление историко-культурных комплексов и объектов, что создает условия для охрfны культурных ландшафтов. В принципе, любая особо охраняемая природная территория может способствовать сохранению культурных ландшафтов, если это осознано управляющими инстанциями.
Целый ряд российских природных заповедников и национальных парков участвует в программе ЮНЕСКО “MAB” как биосферные заповедники (в соответствии с российским законодательством) или как биосферные резерваты (в соответствии с международной терминологией). Согласно Севильской стратегии, которая является главным руководящим документом для биосферных резерватов, в числе основных направлений их развития стоит сохранение традиционных знаний и культурного разнообразия во взаимосвязи с биологическим разнообразием. Поддержание культурной среды и традиционного образа жизни коренных народов. Термин «культурный ландшафт» нигде в тексте Стратегии не присутствует, однако она концептуально способствует их поддержанию, включая такой их элемент, как памятники деревянного зодчества.
В России насчитывается около 150 музеев-усадеб и музеев-заповедников. Музеи-заповедники в России бывают двух видов: музеи-скансены (музеи под открытым небом), где памятники, собранные с разных мест, находятся в состоянии экспозиции in situ. Таковы были исторические условия середины XX века, что единственная возможность спасения многих памятников состояла в их вывозе в музей. Другой тип музея-заповедника, и их преобладающее большинство – это музеефицированный территориальный комплекс in situ. К таковым относятся аутентичные исторические местности – дворянские усадьбы, поля сражений, монастыри, исторически города. Существуют и сочетания этих двух типов, например, музей-заповедник Кижи. Возможности каждого из этих типов в сохранении ландшафта и архитектуры как части ландшафта различны. Их тех музеев-заповедников, где концепт культурного ландшафта внедрен наиболее широко, надо назвать Бородинское поле, Куликово поле, Михайловское, Ясную Поляну, Шолоховский.
Направленность развития ландшафта и будущая архитектура ландшафта зависят от многих обстоятельств. Мы говорим о музеях-заповедниках и национальных парках как о рефугиумах традиционной культурной традиции, в частности, традиции деревянного зодчества. Однако носителем традиции является населяющий и использующий ландшафт социум, без осознанного участия которого в процессах формирования ландшафта сохранение их традиционного облика не имеет перспектив.
По материалам М. Кулешовой