Сайт разработан при финансовой поддержке Европейского Союза
Своеобразным модульным элементом старинного русского дома была клеть — сруб на четыре стены. При необходимости к срубу прирубали еще один — дом расширялся. Практически все, вплоть до резных фасадных элементов, делалось топором. Наши предки издавна заметили, что древесина под ударами топора как бы закупоривается и впитывает меньше влаги, а значит, становится более стойкой к загниванию. Сегодня известно более пяти десятков типов изб, самый простейший из них — четырехстенок, самый распространенный — пятистенок. Пятистенок — это прямоугольное строение, разделенное поперечной стеной на две части: жилую — с печью, хорошо освещенную и большую, и сени, соединявшие жилье с хозяйственными помещениями. Для пристройки к избе двора, сараев или амбара обычно делали выпуски бревен.
В северных районах помещение под жилье чаще всего отводилось на втором этаже. На первом было высокое подполье, которое называли подклетом. Там, где зимы долгие и снежные, нужно было как можно выше поднять жилую часть над землей, создав при этом дополнительную площадь для хранения припасов и содержания домашнего скота. Для утепления помещения поверх потолка всегда насыпался слой земляной смазки. Пол делался двойной: черный и чистый, между которыми земляная засыпка. Печь было принято устанавливать на деревянном подпечье. Объединенная деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно гармоничное целое, русская печь воплощала собой домашний очаг, уют и тепло.
Шло время. Век за веком менялся уклад жизни русского человека, менялась и архитектура деревянных строений. Появлялись дома, обустроенные верхними ярусами, мансардами и мезонинами. А затем вблизи крупных городов — промышленных и культурных центров — стали формироваться пригородные зоны отдыха. Вслед за новой жилой деревянной постройкой сложилась и новая культура — дачная: с вечерними чаепитиями на верандах и в беседках, долгими прогулками по окрестностям и купаниями в водоемах. Загородные дома, как и деревенские поселения, несли в себе традиции деревянного домостроения и современные архитектурные веяния, обусловленные специфическими задачами, культурными тенденциями и модой. Грянувшая революция прошлого века, если и не прервала архитектурные традиции российского деревянного домостроения, то нанесла ему трудновосполнимый урон.
Хотя говорить о деревянном домостроении как о целостном явлении преждевременно, утверждать, что в России эта строительная техника не используется, конечно, нельзя. Отдельные деревянные дома и поселки порой являют миру причудливую смесь аутентичности и новаторства. Специалисты утверждают, что сейчас в России только-только закладываются принципы малоэтажной застройки как таковой, и какие-то определенные, признанные всеми приемы современного деревянного строительства пока не сложились. Но если в элитном жилье из древесных материалов некоторые тенденции архитектурного стиля все же наметились и уже проявились характерные особенности домов и поселков, то в сегменте доступного жилья — а это в основном пока малопопулярное у нас панельно-каркасное строительство — царит архитектурная анархия. Немыслимые цветовые решения, изломанная линия кровли, пластиковый сайдинг и металлический сплошной забор – вот «портрет» современного дома в традиционном сельском ландшафте.
К сожалению, выдающееся отечественное архитектурное наследие в области деревянного домостроения, традиционные способы и приемы создания поселений сегодня не востребованы в полной мере. И причины здесь, скорее всего, не экономические, а ментальные. Годы советской власти глубоко изменили русского человека. Похоже, что теперь вектор душевных сил направлен прежде всего на обеспечение обособленного и в высшей степени комфортного существования, а это отражается не только на архитектуре самого жилища, но и на формировании окружающей его среды. Потому первая примета современного загородного дома или поселка — это высокий глухой забор, за которым трудно разглядеть не то что изыски стиля, а даже само строение.
Так или иначе, сегодня специалисты часто отмечают отсутствие вкуса и меры в деревянной архитектуре — перебор деталей, излишество декора, — чего у наших предков никогда не наблюдалось.
А еще — невнимание, если не пренебрежение, к окружающему пространству. Как правило, проектирование на выделенном участке ведется без учета особенностей архитектурного ландшафта и геометрии построек вокруг. Ученые выделяют три основных принципа северной застройки: свободный, замкнутый и рядовой или уличный. Каждый прием лежит в основе развития разнообразных местных вариантов, обусловленных преобладающим занятием населения, расположением поселения (на берегу озера или реки, вдоль прямой или извилистой дороги), культурно-бытовыми традициями. Наиболее распространена в сельской застройке уличная система. К сожалению, повсеместная бесконтрольная застройка нарушает историческую пространственную структуру поселений. Создание обособленных мирков никогда не было свойственно русскому деревянному зодчеству и является полной противоположностью европейскому опыту, который начинается активно осваиваться в части технологий строительства, в том числе из дерева.
Однако специалисты считают, что в простом копировании какой-либо зарубежной технологии или опыта традиционной русской застройки не много смысла. И практика показывает, что это мнение обоснованно. Сегодня мы видим довольно много добротных домов, построенных по самым современным технологиям деревянного домостроения, но грубо разрывающих сложившуюся архитектурно-ландшафтную «ткань».
Чтобы возродить культуру деревянного зодчества, которое всегда создавало особую, уникальную жилую среду, нужно понять и почувствовать вещи принципиальные, и прежде всего масштаб и пропорциональность застройки, уместность дома или группы домов в той или иной ландшафтной среде.
По материалам Г. Маликовой, И. Переходовой